Экспертное мнение

От проведения опросов в регионах к объединению в Ассоциации для выхода на международный рынок

«Основная идея создания Russian Research Hub - выход на международный рынок.  «Сообща» проще, чем в одиночку. Региональным компаниям нужно объединяться в Ассоциации или компании, так как вместе проще продавать объединённые ресурсы». Интервью с Алексеем Конновым, директором МА «АИР» (Казань).

Алексей, Вы проводите исследования в республике Татарстан. В чем, как Вам кажется, отражается специфика региона в целом? Помогает это в работе или, наоборот, становится препятствием?

Специфика региона – инновационность и «первое место» во всем. С одной стороны, это помогает - есть компании, которые раньше, чем в других регионах задумываются о проведении маркетинговых исследований, с другой стороны, это мешает. Так как административные барьеры в республике так же жестче.

В чем специфика проведения опросов на национальном татарском языке?

Специфика только в одном – вы должны уметь говорить на татарском языке. Есть проблема, что говорящие только на татарском это все же люди преклонного возраста, и анкета в 20 -30 минут для них уже тяжела. В тоже время, при опросе в татарских регионах республики лучше, конечно, говорить с ними на одном языке – так больше вероятность получить более правильные ответы. В частности, мы для одного из клиентов часто делаем опросы по сельскому хозяйству. И, как водится, в республике сельским хозяйством рулит «титульный этнос», и поэтому татароязычный интервьюер всегда имеет больше шансов найти «общий язык».

В Вашей практике был опыт проведения опросов и фокус-групп в смешанных языковых группах? Каким образом преодолевается языковой барьер?

Опросы просто – двуязычный интервьюер. Фокус группа сложнее, чаще всего с переводчиком, или нужен двуязычный модератор. Который может вести группу и, если не понятно задать вопрос на другом языке.

Чаще всего конечно стараемся найти русскоязычные районы для работы. Но были кейсы, в районах, которые определил клиент, и они были на 80% татароязычными. Пришлось взять с собой татароязычного социолога и ехать. В первом городе все прошло более-менее хорошо, помещение снимали в ДК, и поэтому пришедший на группу народ не пугался, а вежливо и с интересом слушал вопросы, затем начинали отвечать на смеси русского и татарского, фактически было параллельное ведение от нас. Частично понимали ответы и параллельно вели беседу. Во втором была такая же ситуация, а вот третий город оказался совсем татароязычным, настолько, что даже обладатели русских фамилий и имен совершенно свободно разговаривали на татарском. Здесь они нам и помогли. Так как татарский язык партнера-социолога был городским и академическим, и, как оказалось, в глубинке не все его понимали адекватно. Поэтому фактически группа превратилась в обсуждение - перевод с одного языка на другой и затем еще разъяснения на простой разговорный язык. Но в целом группы состоялись, и информация была получена. А опыт был получен вполне продуктивный, как минимум, что для таких групп еще больше нужно упрощать гайд беседы и для начала изучать «землю».

Какие изменения в индустрии Вы наблюдаете в своей практике?

Ужесточение конкуренции. Укрупнение больших игроков, монополизация на рынке «исследований» на федеральном уровне.

Вы активно посещаете зарубежные исследовательские конгрессы и выставки. Какие Вы уже посетили? Как Вам кажется, в чем отличие зарубежного рынка исследований от российского?

Был несколько раз на ESOMAR (восточная Европа), несколько раз на Мюнхенской выставке, на выставке в Париже (Printemps des études) и на выставке в Лондоне (Insight Show). Зарубежный рынок более развитый, более поляризованный. У нас только начинает это выделятся. Да есть крупные «зубры», транснационалы типа Ipsos и Kantar, но всегда есть место более мелким компаниям, которые занимаются узкой специализацией. У нас тоже сейчас пришло к этому, есть 2-3 сильных игрока для массового рынка, и есть «бутиковые» агентства. Вопрос в том, живут ли у нас «бутиковые» так же хорошо, как и на западе открытый, но думаю, что не сильно бедствуют.

А в чем отличие от российских мероприятий?

Наверное, масштабностью, так как любое международное мероприятие, особенно выставка, особенно в Европе, в силу «близости» собирает 70% европейцев, плюс страны Азии и США. У нас же пока в основном только Российские компании представлены, так как рынок все же не очень большой по сравнению с Европой и общемировыми игроками. Хотя в целом «набор» участников в целом похож, тоже большие сильные бренды в ресече, плюс небольшие исследовательские компании, широко представлен консалтинг, очень много онлайн панелей и производителей программного обеспечения для исследований. У нас пока с «технологичными» экспонентами сложно, так как сильных игроков внутри России не так много, а внешние, к сожалению, к нам пока не едут, хотя для них рынок довольно большой. В остальном формат примерно похож, но за рубежом больше «выступательской» части, все 2 дня на 3-5 площадках постоянно проходят доклады, мастер-классы, презентации.

Также Вы уже несколько раз представляли объединенную компанию Russian Research Hub на международных мероприятиях. Что показал этот опыт?

Что мы тоже что-то можем и готовы предлагать услуги на международном рынке. Russian Research Hub - компания, которая была организована внутри Ассоциации «Группа 7/89» после съезда в Уфе. Основная идея создания RRH - выход на международный рынок. «Сообща» проще, чем в одиночку. В настоящий момент проект вышел на самоокупаемость, и выполняет до 10 исследований в год, включая крупные, от различных международных компаний. Управляющие акционеры участвуют в различного рода выставках и мероприятиях по продвижению RRH на международном рынке - чаще это выставка в Мюнхене, выставки в Лондоне и Париже, съезды ESOMAR. Региональным компаниям нужно объединяться в Ассоциации или компании, так как вместе проще продавать объединённые ресурсы.

© 2020-2022 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск