Экспертное мнение

Профстандарт, не разрушая творческую составляющую нашей профессии, позволит установить единые правила

«Профстандарт, не разрушая творческую составляющую нашей профессии, позволит установить единые правила игры для всех участников исследовательской отрасли, и, надеюсь, будет способствовать сокращению числа, так называемых, “черных социологов”». Интервью с Ольгой Рыбаковой, директором Фонда «Социум» (Екатеринбург), канд. философ. наук, доцентом кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета.

На сегодняшний день готова финальная редакция профстандарта «Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным исследованиям». Ольга, Вы вошли в рабочую группу и принимали активное участие в разработке стандарта. С чего все началось?

Для меня эта история началась в далеком 2011 году, когда мы проводили в Екатеринбурге Форум исследовательских компаний. Одной из активно обсуждаемых проблем была тема критериев оценки качества результатов профессиональной деятельности исследовательских компаний. Во время многочисленных дискуссий мы пришли к выводу, что в отечественной социологической отрасли не только нет четких стандартов профессиональной деятельности специалистов, но и сама профессия остается не институализированной.  Вот тогда на Форуме и была создана рабочая группа Ассоциации, перед которой была поставлена задача разработать профессиональный стандарт социолога исследователя, обозначить функциональные рамки для специалистов, вовлеченных в разные виды профессиональной деятельности. Естественно, многие коллеги задавали нам вопрос, зачем и кому это нужно, почему недостаточно уже имеющихся детально разработанных стандартов, например, ESOMAR, FFPOR, WAPOR и других профессиональных ассоциаций по всему миру. И тогда, и сейчас мы исходили из того, что такой отечественный стандарт необходим и развивающемуся рынку социологических и маркетинговых исследований, и системе высшего социологического образования как система четких ориентиров относительно содержания профессии, ее функциональной структуры. На тот момент времени в профессиональном сообществе (в РОС) и в нашей Ассоциации был разработан только этический кодекс. Основная задача рабочей группы состояла в нормативном оформлении функционала  профессиональной  деятельности социологов и критериев качества ее результатов.

Почему так много времени потребовалось для согласования профстандарта? С каким проблемами Вы столкнулись?

Да, проблем в работе над профстандартом было предостаточно, начиная с активного неприятия и непонимания необходимости отечественного станадрта профессии значительной частью профессионального социологического сообщества, и заканчивая незаинтересованностью со стороны Минтруда РФ, отклонившего в 2011году заявку на создание ТК по разработке стандарта, а также бесконечно сложной и запутанной бюрократической процедурой его оформления. Трудности и сегодня еще до конца не преодолены, и мы сможем выдохнуть только, когда стандарт будет утверждён в министерстве в включен в Квалификационный справочник профессий.

Работа шла медленно еще и по причине того, что драфт стандарта должен был пройти несколько кругов обсуждений и согласований в профессиональном сообществе. Его надо было презентовать на конференциях и вносить множество замечаний по итогам презентаций. Все это требовало времени и сил. Правда, начиная с 2014 года в работе над стандартом наступил долгожданный перелом. В 2014 году Ассоциация объединила свои  усилия с единомышленниками в лице  специалистов из Центра развития социологического образования ВШЭ, ВЦИОМа, РГГУ, ФУ, и работа пошла быстрее!

Почему необходимость разработки отечественного стандарта профессии «социолог» возникла прежде всего в сегменте исследовательских компаний?

Причин тому можно обозначить несколько:

В первую очередь, усиливающееся давление на исследовательские компании со стороны заказчиков по поводу предъявления прозрачных и понятных нормативов оценки эффективности и качества работы специалистов по социологическим и маркетинговым исследованиям;

Во-вторых, развитие практики государственных закупок и коммерческих тендеров, потребовало понимания нормативных затрат, трудоемкости и пр. показателей труда исследователей;

Далее, «нормотворчество» самих исследовательских компаний, связанное с описанием функционала различных социологических должностей в условиях развития коллаборации, или делегирования части работ по проведению исследований субподрядным организациям;

Наконец, изменения в российской законодательной базе, которые, например, потребовали четкого описания функций, связанных с обработкой персональных данных.

Почему в нем не был заинтересован академический сектор?

Долгое время существовали единые  образовательные стандарты, разрабатываемые УМО. Они жили своей жизнью, независимо от потребностей работодателей, коими в большинстве своем выступали исследовательские компании. В дополнение каждый университет в 90-е годы  придумывал свои, зачастую, экзотические образовательные программы, ориентированные не на потребности рынка, а на возможности ППС.

Вы совмещаете должности директора Центр социологических и преподавателя Уральского Федерального университета. Как Вы считаете, образовательный стандарт отстает от реальной исследовательской практики? Что дает профстандарт вузам? Как принятие профессионального стандарта отразится на профессиональной подготовке социологов?

Сегодня ситуация значительно изменилась. К разработке ФГОСа по социологии активно привлекаются работодатели. Тем не менее, образовательный стандарт в настоящее время отстает от реальной исследовательской практики, и теоретически образованные выпускники зачастую не могут применить полученные знания на практике без дополнительной переподготовки. ВУЗы, судя по множеству поступающих в рабочую группу звонков из российских университетов, очень заинтересованы в появлении профстандарта, что позволит привести в соответствие образовательный стандарт реальным потребностям работодателей. 

Какие материалы, исследования, нормативные кодексы и т.д. легли в основу профессионального стандарта, что послужило информационной базой для разработки стандарта?

При разработке профстандарта мы опирались,  в первую очередь, международный опыт – стандарты ISO 20252, 26362 , стандарты зарубежных профессиональных ассоциаций Esomar, AAPOR, CASRO, ASA и др,  и, это очень помогло, на нормативные документы, положения отечественных исследовательских компаний, и,  даже, на множество инструкций по проведению конкретных этапов социологических и маркетинговых исследований.

В чем Вы видите основные цели и задачи стандарта социолога? Чем может поддержать профсообщество?

Основные цели стандарта  я вижу в создании объективной основы для формирования программ высшего социологического образования; для профессионального обучения, подбора, развития и эффективного использования персонала исследовательских  компаний; для оценки профессиональных квалификаций социологов. Профстандарт, не разрушая творческую составляющую нашей профессии, позволит установить единые правила игры для всех участников исследовательской отрасли, и, надеюсь, будет способствовать сокращению числа, так называемых, «черных социологов». 

© 2020-2022 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск