Экспертное мнение

На нас с вами их глазами, или Как отличается представление коренных жителей Воронежа от внешнего взгляда на регион

На секции Ассоциации «Группа 7/89» в рамках «Грушинской конференции» каждый из исследователей так или иначе представит свой регион. Исполнительный директор ИОМ «Квалитас» Александр Романович представит результаты инициативного всероссийского исследования о восприятии россиянами Воронежа и его жителей.

— Александр Леонидович, исходя из заявленного названия Вашего выступления, Вы намерены показать Воронеж таким, как его видят туристы?

— Знаете, скорее, — каким видят Воронеж не только туристы, даже, возможно, не столько туристы. Любой исследователь знает специфику своего региона, менталитет, знает, как жители сами себя идентифицируют, чем гордятся, чего стыдятся в своём городе. Безусловно, я, проведя сотни исследований и фокус-групп, знаю практически всё о Воронеже, но всегда хотелось посмотреть немного с другой стороны: а как выглядит город для жителей других регионов.  Например, есть города, в отношении которых совсем не сложно предположить, что думают о них россияне. Возьмём Владивосток. Тут всё понятно: это море, рыба и так далее. Калининград — самая западная территория, бывший Кёнигсберг. Есть города, о которых мы судим по каким-либо стереотипам, к примеру, «тульский пряник», «тульский самовар». Или Волгоград  — бывший Сталинград — это, конечно, война, Сталинградская битва… Ну и предположу, что в отношении Орла, Тамбова, Саранска, да и того же Воронежа жители России не особо много знают и не очень-то представляют, чем эти города славятся. Мне показалось интересным, посмотреть со стороны не только как туристы видят, допустим, какой-то город, — в данном случае будем говорить о Воронеже, —  а как в целом россияне его представляют, какие ассоциации, какие эмоции вызывает словосочетание «город Воронеж». Об этом я и планирую рассказать на секции Грушинской конференции.

— Каким образом получили необходимую информацию?

— Уже более 20 лет мы мечтали провести общероссийский опрос, который бы показал, как жители нашей страны представляют себе Воронеж, его жителей, достопримечательности... Естественно, любой такой опрос —затратное мероприятие. Мы пытались заинтересовать какие-то стороны, в том числе и властные структуры… Всем идея очень нравилась, но профинансировать особо желающих не было. В конце концов мы провели общероссийский опрос за свой счёт, проинтервьюировав 1600 человек во всех округах нашей страны, с одной целью — узнать, какие первые ассоциации приходят на ум при упоминании слова Воронеж, кого из известных людей, связанных с нашим регионом, они знают... На нашу радость, об исследовании узнал один местный меценат и согласился покрыть часть наших расходов.

Я очень много путешествую по России, и меня всегда удивляло вот что. Зачастую приезжаю в какой-нибудь город и вижу памятник незнакомому мне человеку. Спрашиваю: «А что это за памятник, кому он поставлен?». — «А это… и называют фамилию человека, которую я, будучи достаточно эрудированным, в первый раз слышу. «Это же известный наш поэт!..», — восклицают. Ну, в данном городе может быть, а во всероссийском плане — нет.

Воронежцы, к примеру, гордятся поэтами Кольцовым и Никитиным, им в нашем городе установлено несколько памятников. А я вот в России не уверен, что сейчас их знают. Может, Кольцова... Говорят, в учебниках по литературе в младших классах до сих пор его стихотворения есть, а вот насчёт Никитина – не уверен.

Или, вот, воронежцы невероятно гордятся и рассказывают жителям других регионов, что у нас в конце 17 века Петром I был построен первый военный флот России. Но когда я это рассказываю жителям регионов, где мне случается бывать, они удивляются: «Как в Воронеже?» — «Ни моря нет, ничего!» «В Питере же морской флот был построен»… Более сведущие говорят, в Архангельске, кто-то, — что в Переславле Залесском. А мы этим очень гордимся и считаем, что вся Россия должна быть нам за это благодарна! Хочется всё же узнать, а в России-то знают об этом или нет? Ну, и, конечно, нас интересует, что о Воронеже думают именно туристы, которые приезжали к нам. Спрашиваем, когда были, что им бросилось в глаза, какие недостатки увидели… Перечень вопросов достаточно большой. Результаты меня очень и очень удивили. Уже по предварительным итогам стало понятно: то, что мы о себе представляем, мягко говоря, не соответствует тому, что видят россияне в целом.

Думаю, слушателям Грушинской конференции будет достаточно интересно сопоставить представление самих воронежцев с тем, как они выглядят в глазах других россиян.

— А если обратиться к теме внутреннего туризма, чего не хватает туриндустрии в части развития?

— Знаете, я часто бываю на туристических форумах. Во-первых, сам считаю себя путешественником, много езжу по России, и у меня есть друзья, которые очень глубоко встроены в туристический бизнес. Поэтому, действительно, я постоянно слышу удивление: почему не едут по России? — Такая огромная страна, столько всего интересного… Критики общероссийского туризма говорят, у нас нет инфраструктуры…  Я считаю, что они не очень правы. Во-первых, приезжая в самый высокий сезон в любой регион, мы видим огромное количество гостиниц, гостевых домов, пансионатов, хостелов на любой вкус. Я лишь раз не смог заселиться в одном из городов, и то это был День Святого Валентина, когда расхватывали все гостиницы и рестораны. Сейчас надлежащим образом приводятся в порядок исторические и культурные достопримечательности в стране. А чего не хватает? — Самого менталитета россиян. Почему-то мы считаем, что если уж ехать, то куда-то за границу — в Европу, Азию — там есть что посмотреть… Поскольку я поездил не только по России, могу с уверенностью сказать: очень многие страны, которые на слуху, куда стремятся люди, — зачастую довольно пресные, можно сказать, скучные… Там одно и то же, ничего особенного нет. Ну, может, улицы чуть чище, и то не всегда.  Приехав на Дальний Восток, Кольский полуостров или на Алтай, вы получите куда больше впечатлений, чем съездив в некоторые страны Европы.

У людей не сложилось такое понимание, такой стереотип, что в России очень круто! Можно найти невероятные места и получить просто фантастические впечатления. Многие иностранцы это понимают и сполна наслаждаются нашей экзотикой. Совсем недавно в одном из самых высокогорных и частично заброшенных аулов Дагестана, уже в сумерках, встретил кого? — Правильно, англичанина.

А второе, что мешает, — это малоинформированность россиян. Как исправить ситуацию? – Вопрос.  Наши сограждане знают, что есть Байкал, та же самая Камчатка, но где это, слабо представляют… К тому же сформировался стереотип, что путешествовать по стране очень дорого, а посмотреть особо нечего! Даже я, человек, который довольно компетентен, в прошлом году попал на Кольский полуостров с предубеждением «Ну что там такого интересного? — Ледовитый океан, тундра, добывают полезные ископаемые… в общем, делать там нечего». Но, когда я там появился, был просто ошарашен теми красотами, теми возможностями, которые представляет полуостров. Там, действительно, и тундра, и леса, и океан, и невероятные озёра, и северное сияние, и олени… какие-то водопады, невероятные горы… и чего только нет!  Да! Да, я об этом не знал! Но, к примеру, сделал Дудь фильм о Камчатке, и интерес к ней стал подогреваться. Тем более, что слетать на Байкал, на Камчатку, да тот же Кольский полуостров – не каких-то фантастических денег стоит, как мы себе представляем. В нашем понимании на это надо сотни тысяч… Буду откровенен, я из Воронежа через Москву слетал на Кольский полуостров и обратно, совершив четыре перелёта, за 9700… И это не скидочная цена. То есть, те стереотипы, которые у нас сложились, надо просто развеивать.  

Мне кажется, что в целом ситуация немножечко меняется. Не знаю, коронавирус этому виной или постоянно растущий курс доллара, который не способствует поездкам по миру. Но, благодаря этому, россияне начали больше разворачиваться в сторону своей страны, что в общем-то правильно и радует!

— Александр Леонидович, в этой связи, возвращаясь к Воронежу, предположим: если бы Вы были гидом, что бы обязательно показали и рассказали туристам?

— Я и бываю гидом, когда в гости приезжают друзья, коллеги из других регионов. А посему в первую очередь заострил бы внимание на двух исторических аспектах. Первый, и я о нём упоминал, — это, условно говоря, Петровский Воронеж. У нас был построен первый российский флот, который по реке Дон спускался в Азовское море, где воевал с турками. Историки утверждают, что Пётр I провёл в Воронеже в общей сложности два с половиной года. Приезжал он сюда со своим двором, соответственно на время его пребывания Воронеж становился столицей государства. Естественно, почти ничего не сохранилось, но остался ландшафт, то место, где была верфь, остров, где был домик Петра… Сейчас у нас появилась замечательная копия первого корабля, назывался он «Гото Предестинация» («Божье провидение»), и есть куда привести экскурсию. В общем, Петровский Воронеж – это первое. А второе — я бы заострил внимание на Великой Отечественной войне. С одной стороны, кажется, это не является чем-то уникальным, так как практически каждый город может рассказать, как он сопротивлялся, как воевал, сколько человек погибло… но, мало кто знает, что только два города за всю войну были захвачены фашистами лишь наполовину. То есть, полгорода захватили немцы, полгорода держали наши до самого конца. Это всем известный Волгоград, в то время Сталинград, и Воронеж.  Правый берег реки Воронеж захватили немцы, левый — оставался за нашими до полного освобождения. Город практически стёрли с лица земли, но мы его не сдали! Тут есть что показать, о чём рассказать.

А если бы была возможность в ближайшее время отправиться в путешествие, где бы Вы хотели побывать и что посмотреть? Или, может, наоборот, побывав где-то, хотели бы порекомендовать это место обязательным для посещения туристами.

— Я побывал в России в подавляющем большинстве регионов, и действительно есть места, куда хочется вернуться. К примеру, слетав летом на Кольский полуостров, очень хочется туда отправиться зимой — посмотреть на заснеженные красоты, северное сияние, покататься на оленях, на собаках... А из тех мест, где я ещё не был, хотелось бы увидеть Байкал – причём и зимой, и летом. А на майских праздниках мы с Владимиром Звоновским запланировали тур на машине на наш Северный Кавказ. Грозный, Нальчик, Владикавказ, Махачкала, Ставрополье, Пятигорск, Кисловодск… На Грушинской конференции я с радостью расскажу желающим, как всё это было!

© 2020-2022 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск