Сегодня можно с уверенностью сказать, что сошлись все звёзды и сложились все обстоятельства, чтобы был дан ускоряющий импульс развитию внутреннего туризма, пожалуй, в каждой стране мира. В последнее время постоянно на слуху Russian Event Awards, «Маршрут года», «Туристический сувенир» … И сегодня мы обратились к основателю и организатору всевозможных конкурсов и премий, связанных с туризмом, Геннадию Шаталову. Но, прежде всего — как к человеку, который в принципе очень много путешествует, чтобы понять, каково истинное положение дел в туриндустрии.
— Геннадий, совсем недавно состоялась долгожданная выставка «Интурмаркет 2021». Можно ли говорить о том, что представители отечественной туриндустрии воспользовались ситуацией и сделали всё, чтобы вывести свой бизнес на новую ступень?
— Это уже стало традицией, что Международная туристическая выставка «Интурмаркет» является площадкой, на которой наши регионы стараются представить себя во всей красе с точки зрения туризма. И этот год не стал исключением: многие регионы активно заявили о себе, чтобы поддержать тренд на путешествия по России.
Радует, что большинство регионов к участию в выставке отнеслись стратегически, и их стенды уже представляли не просто набор ярких элементов, а это были хорошо оформленные пространства с визуальным решением, транслирующим основные смыслы туристической привлекательности территории.
Например, впервые на выставке яркую и красочную экспозицию развернула Республика Хакасия. Регион представил свой туристический потенциал и основные «фишки» через визуальное воплощение недавно утверждённого туристического бренда – «Земля 5 стихий». Стенд пользовался большой популярностью у участников и гостей выставки.
Вся экспозиция города Самары была выстроена вокруг слогана #СамараПростоКосмос, который ярко прозвучал в информационном и туристическом пространстве в ноябре 2019 года во время проведения в этом волжском городе финала Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards.
Интересная и интерактивная экспозиция Башкирии, подчеркивающая этнографический и природный колорит, сразу же привлекла внимание, и туристические компании региона активно формировали пакет заказов на их туры.
Не могу не отметить, ещё одну положительную тенденцию: не только города и регионы представляют свой туристический потенциал на выставке начали активно продвигать отдельные проекты, созданных туристическим бизнесом.
Яркую и креативную экспозицию представил Межрегиональный туристический проект «Яркие выходные в Приволжье», который охватывает девять регионов России: республики Удмуртия, Мордовия, Татарстан и Марий Эл, а также Самарскую, Пензенскую, Ульяновскую, Кировскую и Саратовскую области. Организаторами комплексного туристического железнодорожного проекта являются Куйбышевский филиал АО «ФПК», Куйбышевская железная дорога, ООО «РЖД Тур» и региональные туроператоры.
Проект реализуется при поддержке региональных и муниципальных органов власти регионов и ФРОС Region PR. Особенностью проекта является то, что он создан и эффективно работает благодаря объединению региональных туроператорских компаний.
— Можете провести градацию и назвать виды туризма, которые сейчас на пике популярности в России?
— Из-за пандемии сейчас на слуху – экотуризм. Не могу не отметить, что данный термин начали активно использовать подавляющее большинство игроков туристического рынка, все активно включают это слово в описание своих туров и экскурсионных программ. Набирает обороты этнотуризм, и многие туристические компании в самых разных регионах страны активно формируют и продают этнографические туристические маршруты. Если говорить о форматах, то конечно же большой популярностью пользуются туры выходного дня. Всё больше людей выбирают путешествия на выходные. В 2021 году активно будет развиваться событийный туризм, и хотелось бы отметить, что всё больше отечественных туроператоров уже предлагает потенциальным туристам туры на события в самые разные регионы страны.
Что касается направлений, то я бы отметил активно реализуемые чартерные программы в регионы страны. В 2020 году «выстрелили» сразу несколько. Не могу не отметить эффективную чартерную программу туроператора TUI, которая летом 2020 года успешно реализовала туры в Бурятию (10 рейсов), и в феврале 2021 года её продолжила: были организованы 4 рейса из Москвы и 4 рейса из Екатеринбурга.
В 2021-м будут активно развиваться железнодорожные круизы, охватывающие сразу несколько городов страны, расположенных в разных регионах.
— На региональном уровне активно продвигают так называемые «бренды». А какие туры, какие города — обязательно рекомендовали бы для посещения туристами в нашей стране? Перечень будет разным для иностранных туристов и для россиян?
— Жителям Центральной части России и Волжского региона я рекомендую обратить внимание на туры, которые предлагаются в рамках вышеупомянутого масштабного туристического проекта «Яркие выходные в Приволжье». Безопасный проезд в комфортабельных поездках, интересные программы на местах, в том числе с национальным колоритом территорий. Прекрасные туры выходного дня. Настоятельно всем рекомендую и чартеры в Бурятию, которые стартуют в июне этого года. Не могу не обратить внимание на этнографические туры в Башкирию.
— Вы называете себя Путешествующий человек. Ведёте фиксацию количества туристических поездок?
— Веду дневник путешествий, отдельно фиксирую статистику, отдельно делаю заметки, которые впоследствии станут частью книги «Записки путешествующего человека». С 2016 по 2020 год (5 лет – 1826 дней) я провёл в путешествиях 1 168 дней (64 %), общее расстояние поездок на всех видах транспорта составляет более 600 тысяч километров.
Только в 2020 году, сложном для путешествий, я провёл в поездках 230 дней, преодолев 176 300 км, побывав в 49 городах, расположенных в 29 регионах страны.
— Какой уголок России стал для Вас поистине незабываемым? Что запомнилось больше всего?
— Республика Бурятия!!!!!!! За последние 4 года я побывал там 10 раз, только в 2020 году ездил в Бурятию четыре раза, да и уже в этом году успел побывать. Чем запомнился и что меня привлекает в регионе? — Всё!!!!!! Буквально всё: люди, буддизм, культура семейских, Байкал. «Бурятия — больше чем Байкал!» Мне очень нравится этот слоган, и он отражает моё видение данной территории. Особенно привлекает буддизм, который стал для меня философией жизни, моего развития, моего мировоззрения и мироощущения. Каждую свою поездку в Бурятию я начинаю с посещения Иволгинского дацана. За последние четыре года побывал во многих дацанах Бурятии и Забайкальского края (Цугольский и Агинский), но меня тянет в Иволгинский дацан, для меня — это место силы. В 2020 году в Иволгинском дацане прошёл обряд моего бракосочетания. В прошлом году я для себя открыл ещё один — Ацагатский дацан, в котором просто обязан побывать, когда приезжают в Бурятию. Бурятия для меня стала территорией, где я заряжаюсь и вдохновляюсь, и которую я каждый раз открываю для себя по-новому.
— А куда было самое яркое путешествие за границу?
— Это было давно, еще в 90-е, когда много путешествовал по странам мира. Ярких путешествий было много, но больше всего понравилось путешествие в Германию на Чемпионат мира по зимнему спидвею. Было всё хорошо – хорошее мероприятие, путешествие с единомышленниками, и так далее. Возможно ещё тогда, хотя и неосознанно, у меня начало формироваться особое отношение к событийному туризму, о котором у нас в стране мы начали думать и говорить значительно позже.
— Есть ли в России что-то такое, чего не встретишь больше нигде в мире?
— Таких мест у нас в стране довольно много, очень много, и не хотелось бы их всех перечислять, так как у каждого из этих мест есть своя особенность и неповторимость.
— Какие учреждённые в России конкурсы и премии считаете максимально способствующими развитию внутреннего туризма?
— Конкурсов и премий в отечественном туризме много, и каждый из этих проектов выполняет важную функцию – популяризация отечественного туризма.
Я остановлюсь на конкурсах, учрежденных по моей инициативе, которые проводятся ФРОС Region PR и являются частью комплексного проекта #ПораПутешествоватьПоРоссии. Данный проект по итогам 2017 года стал лауреатом Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».
Мы проводим Национальную премию в области событийного туризма Russian Event Awards (с 2012), Всероссийскую туристскую премию «Маршрут года» (с 2014), Всероссийский конкурс «Туристический сувенир» (с 2015 года) и Всероссийский конкурс среди журналистов и блогеров «МедиаТур» (с 2016 года). Наши конкурсы охватывают все основные виды и направления туризма. Однако объединяет их не только ключевая тематика, но и основные принципы проведения. Изначально главная цель наших конкурсов – не просто популяризация внутреннего туризма, продвижение территорий, региональных туристических проектов и их авторов. Это создание такой коммуникационной площадки, на которой не только определялись бы лучшие из лучших и раздавались бы награды, а — площадки, на которой бы встречались и общались авторы туристических проектов из разных регионов страны, учились бы друг у друга и создавали бы новые совместные межрегиональные проекты.
Анализируя статистику и результаты наших премий за прошедшие годы, могу смело утверждать, что главная цель достигнута, и мы продолжаем двигаться в этом направлении, проводя специализированные форумы и конференции, реализуя образовательные проекты, которые несомненно работают на продвижение наших конкурсов, но главное – они работают на развитие внутреннего туризма и улучшение качества региональных туристических проектов, на создание новых с учётом реалий времени.
Я уже говорил о межрегиональном туристическом проекте «Яркие выходные в Приволжье», охватывающем 9 регионов страны. Так вот, проект родился именно благодаря премии «Маршрут года», когда в октябре 2019 года в Ижевске в финале конкурса встретились представитель Куйбышевского филиала АО «ФПК», московский туроператор «Русский путешественник», самарский туроператор «Сказка Странствий» и туроператор «Турист» из Удмуртии, встретились и решили делать совместный проект, и уже в январские каникулы 2020 года в Самару приехало почти 150 туристов. И дальше проект начал активно развиваться. А уже в финале Всероссийской туристской премии «Маршрут года» в феврале 2021 года в Саранске к проекту присоединились другие туроператоры, и география расширилась до девяти регионов.
Благодаря Всероссийскому конкурсу «Туристический сувенир» сформировалось новое и востребованное направление в сувенирной продукции – туристический сувенир или туристическая сувенирная продукция, которое объединяет уже тысячи юридических и физических лиц страны.
Благодаря Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards во всех регионах страны как самостоятельное направление активно развивается событийный туризм. Развивается стратегически! Многие регионы активно используют свои события в качестве инструмента позиционирования и продвижения. Повсеместно теперь осуществляется планирование данного направления, создаются календари событий… Это сыграло свою положительную роль и в планировании деятельности туроператорского сообщества: используя календари, туроператоры начали формировать событийные туры.
— Есть какой-то универсальный перечень, или как сейчас модно говорить «чек-лист» для представителей туриндустрии по привлечению туристов. Что срабатывает сильнее всего?
— Универсального вообще не бывает, ни в чём, так же, как и идеального, по крайней мере на мой взгляд. Созданные алгоритмы работают в конкретных условиях времени, ситуации в обществе, и так далее.
— У вас есть какое-то распределение путешествий на «самые идеальные зимние, весенние, летние, осенние туры»? Куда планируете отправиться путешествовать в мае, июне?
— Такого распределения по временам года у меня нет, но есть перечень некоторых событий, которые я стараюсь посетить в определённый период времени. Например, в феврале я вот уже три года подряд лечу в Бурятию, чтобы встречать Новый год по лунному календарю. Сагаалган (Праздник Белого месяца) – символ обновления не только природы, но и человека. У всех народов, отмечающих этот праздник, Белый месяц знаменует приход весны – новой жизни. Наступление Белого месяца сопровождается выполнением ряда специальных ритуалов.
В августе обязательно стараюсь побывать в Татарстане на Фестивале «Великий Болгар».
Декабрь – это сразу несколько очень интересных событий в регионах страны. 1 декабря в Якутии – это Фестивали «Зима начинается с Якутии» и «Вкус Якутии», а в середине декабря в Алтайском крае – «Алтайская зимовка».
В мае этого года планирую отправиться в Великий Новгород, Самару, Волгоград. В июне — в Сарапул, Саранск, Уфу, Кемерово, и обязательно на главный национальный праздник Хакасии – «Тун Пайрам».
— Что бы Вы пожелали представителям туриндустрии, а что – непосредственно путешественникам?
— Спешите жить в стиле #ПораПутешествоватьПоРоссии!
Для справки: Геннадий Шаталов — председатель Правления ФРОС Region PR, член Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму, руководитель Комитета по событийному туризму Российского Союза туриндустрии.
Основатель Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards, Всероссийской туристской премии «Маршрут года», Всероссийского конкурса «Туристический сувенир», Всероссийского конкурса «МедиаТур».
Президент Премии в области развития общественных связей RuPoR.
Лауреат Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник», а также национальной премии «Медиа-Менеджер России».